Тактика исправления ошибок в речи детей-билингвов

  Часто бывает так, что дети-билингвы повторяют одну и ту же ошибку много раз (например, «Красная яблока»). Елена Мадден, автор книги «Наши трёхъязычные дети» не рекомендует всегда исправлять ошибки в устной речи напрямую. Она говорит об использовании тактики «Как-как?», которая заключается в том, чтобы ребёнок постарался сам исправить свою ошибку. Тем не менее, дети достаточно быстро понимают эту «игру», и иногда она их раздражает. Поэтому существует ещё несколько вариантов — например, «тактика провоцирующего вопроса», когда родители намеренно «понимают» фразу неправильно. Другой вариант — один из родителей переспрашивает ребёнка на своём языке (последнее связано скорее с употреблением слов одного языка в другом). Если ребёнок упорно повторяет неправильные слова, то можно предложить ему своеобразную игру, заменив повторяемое слово на придуманное русское. Ещё одна типичная ошибка — «ехать с автобусом», «писать с ручкой». В этом случае можно задать такой вопрос: «Что же напишет ручка, а что — ты?». В результате дети, конечно, понимают, что это игра, но игра увлекательная, в которой они с удовольствием принимают участие.

Зачем необходимы различные методики исправления ошибок в речи детей?

  1. Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить правильно.
  2. Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.
  3. Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно (Ты ошибся, надо сказать «мы хотим»). Итак, нужно сразу дать ребенку образец правильной речи и предложить повторить его.
  4. Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. Допустимо исправление, отсроченное во времени.
  5. С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в основном в том, что родители, исправляя ошибку, по-другому формулируют фразу или словосочетание. Например, ребенок сказал: «Я поставил на стол тарелку и много ложков и чашков». – «Правильно, ты хорошо накрыл стол к чаю, положил много ложек и поставил много чашек», - подтверждают родители.
  6. Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их. Приёмы здесь возможны разные. Например, «Ты неверно изменил слово…, подумай, как изменить его правильно», - говорят родители. Можно дать образец аналогичного изменения слова (родительный падеж множественного числа - матрешек, ботинок, варежек).
  7. В качестве образца используется пример правильной речи одного из членов семьи (свободно говорящего на русском языке). В редких случаях очень осторожно детей привлекают к исправлению ошибок.
  8. При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстановку, быть внимательными и чуткими собеседниками. Приведем примеры:
  • ребенок чем-то огорчен, он жалуется родителям, хочет от них помощи, совета, но допускает речевую ошибку;
  • ребенок играет, он возбужден, что-то говорит и делает ошибки;
  • ребенок впервые решился прочитать стихотворение наизусть. Он вышел на середину комнаты, начал декламировать, но стал допускать грамматические ошибки.

Следует ли поправлять детей в такие моменты? Конечно, не следует. Родители фиксируют свое внимание на ошибках, чтобы позднее исправить их в подходящей обстановке.

Для успеха и уверенности в своих силах детям-билингвам необходимо ежедневное соучастие в процессе образования не только педагогов, но также и родителей. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием адаптации и полноценного речевого развития ребенка. Ни одна, даже самая лучшая образовательная программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.

Русова А.Г., учитель-логопед

МБДОУ "Детский сад №11 комбинированного вида" г. Воркуты

Категория: Мои статьи | Добавил: annakapitch (08.03.2024)
Просмотров: 80 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar